1941-1955

Великая Отечественная война и послевоенные годы

В первые дни войны около трети сотрудников «Ленпромтранспроекта» были мобилизованы и ушли с оружием в руках защищать Родину. Остальные сотрудники принимали активное участие в строительстве оборонительных сооружений Ленинграда. В годы Великой Отечественной войны инженеры «Ленпромтранспроекта» участвовали в строительстве военных баз на северном побережье Финского залива, производили проектно-изыскательские работы строительства железнодорожных мостов через Неву.

В начале Великой Отечественной войны одна из изыскательских партий «Ленпромтранспроекта» находилась в Таджикистане. Она проводила полевые работы, связанные с реконструкцией узкоколейной железной дороги Курган-Тюбе-Пяндж  (Впоследствии эта дорога сыграла решающую роль в сооружении Вахшского оросительного канала, благодаря которому были освоены десятки тысяч гектаров новых земель, а Вахшская долина превратилась в основную базу СССР по выращиванию тонковолокнистых сортов хлопчатника).

Когда начались военные действия выявилась крайняя необходимость увеличить провозную способность всей железнодорожной линии Сталинабад - Курган -Тюбе - Пяндж (общим протяжением 220 км). Требовалось в срочном порядке разработать проект реконструкции этой дороги. Эта работа была поручена нашей организации.

Железная дорога нормальной колеи в Таджикской ССР была только одна. Потребовалось строительство Сталинабадского узла узкоколейных железных дорог и реконструкция Курган-Тюбенского узла. Были проведены изыскательские и проектные работы по узкоколейным железным дорогам общей протяженностью более 350 км. Весь этот большой объем работ специалисты "Ленпромтранспроекта» выполняли на месте с выдачей документации на строительство.

Условия жизни и работы были очень тяжелыми. Из-за спешки и огромного объема работ приходилось трудиться по 16 - 18 часов в сутки. Тяжелый климат и отсутствие элементарных бытовых удобств сказались на состоянии здоровья проектировщиков. Большинство из них переболели тяжелейшими инфекционными заболеваниями, такими как малярия и сыпной тиф.

Экспедиция в Таджикистане до конца войны оставалась единственным самостоятельным подразделением, состоявшим только из сотрудников нашей организации. Для всех сотрудников «Ленпромтранспроекта», находящихся в различных городах, экспедиция в Таджикистане являлась единственным звеном, с которым связывались надежды и чаяния на возврат после победы в родной город и в свою организацию.

С 1 апреля 1944 года на основе Таджикской экспедиции деятельность «Ленпромтранспроекта» была восстановлена. В течение 1944 года был налажен вызов сотрудников, работающих в других городах, обеспечена прописка и жилье, получение служебного помещения и.т.д. Численность сотрудников после войны составляла всего 78 человек, но уже к концу 1945 года количество работников «Ленпромтранспроекта» увеличилось до 114 человек.

В послевоенные годы значительные работы проводились по заданиям Инженерного управления Краснознаменного Балтийского флота в районах Эстонии. Ряд работ был связан с восстановлением промышленных предприятий Ленинграда и Ленинградской области: проект восстановления топливо-транспортного хозяйства Дубровской ГРЭС,  Боровичского комбината "Красный керамик" и др.

Первоочередной задачей для страны было восстановление разрушенных во время войны транспортных сооружений и промышленных предприятий. Нашим предприятием были разработаны проекты восстановления городских мостов в городах Каунас, Таллин, Пярну Эстонской ССР. Кроме того, были выполнены проекты восстановления сотен малых искусственных сооружений на подъездных путях существующих предприятий. Значительную часть программы составило проектирование внешнего, внутризаводского, железнодорожного транспорта заводов: Пикалевского, Брянского, Ново-Пашийского, Новороссийского, Карагандинского, Орского, Еманжелинского и др.

В 1949 году при строительстве Закавказского металлургического завода возникла необходимость в разработке специальных путевых конструкций для путей, расположенных на рабочей площадке мартеновского цеха. Ряд проектных организаций отказался от выполнения этой работы. В «Ленпромтранспроекте» была организована специальная группа, которая успешно справилась с этим делом.

В эти годы резко возросло количество проектов для Министерства химической промышленности и для Министерства черной металлургии. Специалистами Ленинградского отделения были разработаны проекты внешнего транспорта и механизации погрузо-разгрузочных работ для Старобинского калийного комбината, Новгородского химического завода, Гродненского химического завода и др. Примером крупной работы для объектов черной металлургии могут служить проекты внешнего транспорта Лисаковского ГОКа и Соколовско-Сарбайского ГОКа.